Инвестиционный климат

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В КАЛИНИНГРАДЕ

 

1. ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЛЬГОТЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ

 

С 1 апреля 2006 г. вступил в силу новый федеральный Закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» (№ 16-ФЗ от 10.01.2006г.). Особая экономическая зона создается на всей территории Калининградской области сроком на 25 лет.

 

Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» №13-ФЗ от 20.01.1996 (далее Федеральный закон №13-ФЗ) определяет правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для национальных интересов Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон направлен на создание благоприятных условий для социально-экономического развития Российской Федерации и Калининградской области.

 

В Особой экономической зоне установлен особый, льготный по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, которая имеет определенные преимущества в отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и ввозимых товаров.

 

Резидентами ОЭЗ (Глава 2) могут быть только юридические лица, зарегистрированные в Калининградской области после вступления в силу нового закона, осуществляющие инвестиции и производство товаров исключительно на территории области.

 

Законом устанавливается таможенный режим свободной таможенной зоны (Глава 3), при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов.

 

Налогообложение (Главы 4, 9). Резидентам зоны, осуществившим инвестиционные вложения в размере не менее 150 млн. рублей в течение 3 лет, предоставляются налоговые каникулы на 12 лет по двум основным налогам - налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. Первые 6 лет инвесторы освобождаются от уплаты этих налогов полностью, а последующие 6 лет – на 50% от действующей налоговой ставки.

 

Переходный период (Глава 8). Для уже действующих предприятий, созданных в рамках действия федерального Закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» от 1996г., предусмотрен переходный период на 10 лет. В течение этого срока для них будет сохранен льготный режим взимания таможенных пошлин и иных платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых на территорию области и вывозимых из нее товаров.

 

Таможенные льготы

 

Согласно Федеральному закону №13-ФЗ (Гл. III, ст.7):

 

  1. Товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов).

     

  2. Товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);

     

  3. Товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (а также на территорию таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);

     

  4. Товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также на территорию Таможенного союза (исключая товары, переработанные в Особой экономической зоне, и считающиеся произведенными в Особой экономической зоне), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);

     

  5. С товаров, ввозимых из других стран в Особую экономическую зону и затем вывозимых в зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки товаров), таможенные пошлины и другие платежи при таможенном оформлении не взимаются, количественные ограничения на ввоз и вывоз указанных товаров не применяются.

     

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТОВАРОВ ИЗ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

 

Порядок определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области разработан в соответствии с Федеральным законом об ОЭЗ (№13-ФЗ от 22.01.96) и Законом РФ «О таможенном тарифе» (№5003-1 от 21.05.93).

 

  1. Товар считается произведенным в Особой экономической зоне, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, - не менее 15 процентов, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации. Порядок определения происхождения товаров из Особой экономической зоны, относящихся к сложной бытовой технике, устанавливается Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по предложению Администрации области.

     

  2. Товары считаются подвергнутыми достаточной переработке на территории Особой экономической зоны при одновременном выполнении следующих условий:

     

    • изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД России на уровне любого из первых четырех знаков, а для отдельных товаров на уровне 5-го знака, произошедшее в результате переработки товара;

       

    • добавленная стоимость обработки (переработки) товара составляет не менее 30%; (15% для ряда товаров)

       

  3. Считаются не отвечающими критерию достаточной переработки операции:

     

    • по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;

       

    • по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

       

    • смешиванию товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих;

       

    • простые сборочные операции.

       

  4. Документом, подтверждающим происхождение товара из Особой экономической зоны, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый Калининградской Торгово-Промышленной палатой (КТПП) по согласованию с Калининградским таможенным управлением.

     

Порядок получения сертификата происхождения товара из Особой экономической зоны в Калининградской области утвержден в соответствии с распоряжением Администрации Калининградской области и ГТК РФ №296-р/01-14/1365 от 31.12.1998:

 

  1. Предприятие самостоятельно (или с помощью таможенных декларантов) определяет коды по ТН ВЭД, для материалов и изделий, которые будут ввозится на территорию Калининградской области, с целью переработки или доработки. Также определяется классификационный код готовой продукции.
    Предприятие самостоятельно производит расчет величины добавленной стоимости обработки (переработки).

     

  2. Для проведения экспертизы предприятие обращается в экспертную фирму с целью получения акта экспертизы.

     

  3. При возникновении спорного вопроса (по изменению кода) предприятие обращается в Калининградское таможенное управление для получения юридической консультации и письменного заключения.

     

  4. С актом экспертизы (и с заключением таможенного комитета), предприятие обращается в Калининградскую Торгово-промышленную палату для получения сертификата происхождения товара.

     

Контактная информация:

 

1. Калининградское Таможенное Управление
Гвардейский проспект, 30
тел. (4012) 450 513

2. Калининградская Торгово Промышленная палата (ТПП)
236010, Ватутина 20
тел. (4012) 215 507
факс (4012) 218 715

3. Калининградский Центр Стандартизации и Метрологии
236006, Больничная 4
тел. (4012) 436 775

4. ООО “Соекс-Балтия” – независимая экспертная организация
236010, Кутузова 34
тел. (4012) 221962

 

3. ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДА

 

Формы государственной и муниципальной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционные проекты на территории г. Калининграда, и порядок их предоставления определены:

 

  • Законом Калининградской областной Думы от 15.07.2002 № 171 “О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области”;

     

  • Положением от 26.05.2004 № 162 “О поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Калининграда”.

     

В соответствии с Законом Калининградской областной Думы от 15.07.2002 № 171 “О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области” представляются следующие виды государственной поддержки:

 

  • налоговые льготы сроком до 5 лет (освобождение от уплаты налога на имущество организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, снижение ставки налога на прибыль, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации для зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации, на 4 процентных пункта);

     

  • инвестиционные налоговые кредиты в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

     

  • субсидирование части процентных ставок по привлеченным кредитам, полученным в российских кредитных организациях;

     

  • безвозмездное предоставление земельных участков в собственность;

     

  • предоставление государственных гарантий и кредитных ресурсов;

     

  • сопровождение приоритетных инвестиционных проектов.

     

Основные условия предоставления государственной поддержки организациям, осуществляющим инвестиции:

 

  • инвестиции осуществляются в основной капитал, минимальный размер инвестиций – 10 млн. руб.;

     

  • высокая бюджетная эффективность;

     

  • регистрация инвестора в территориальном органе ФНС РФ Калининградской области;

     

  • заключение инвестиционного соглашения (договора);

     

  • отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней, по возврату бюджетных средств.

     

В соответствии с Положением от 26.05.2004 № 162 “О поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Калининграда” представляются следующие виды поддержки:

 

  • льготное налогообложение, предусматривающее освобождение от уплаты налогов, предоставление льгот по которым находится в рамках прав органов местного самоуправления, сроком до 5 лет;

     

  • освобождение от уплаты арендной платы за землю;

     

  • административное сопровождение инвестиционных проектов, получивших поддержку.

     

Основные условия предоставления поддержки:

 

  • инвестиции осуществляются в основной капитал, минимальный размер инвестиций – 250 тыс. долларов США;

     

  • регистрация инвестора в территориальном органе ФНС РФ города Калининграда;

     

  • заключение инвестиционного договора;

     

  • отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней, по возврату бюджетных средств.